Можно ли быстро решить психологическую проблему?

Интервью с Натальей Михайловной Манухиной, кандидатом психологических наук, медицинским психологом, руководителем ЦОНВ «Потенциал», тренером обучающих программ Института групповой и семейной психологии и психотерапии, автором «Универсальной модели краткосрочной психологической помощи» (г. Москва).

Психолог Наталья Манухина

Известно, что наибольшее время при анализе эмоционально значимой ситуации занимает поиск ее причин, которые лежат в прошлом. Существует множество точек зрения, исходя из которых мы приписываем то или иное значение прошлым фактам. Все их пересмотреть жизни не хватит. Поэтому краткосрочная психологическая помощь отказывается от анализа прошлого.

— Наталья Михайловна, что такое краткосрочная психологическая помощь?

— Психолог помогает улучшить отношения: к себе самому, с другими людьми и окружающим миром. Краткая помощь означает получение клиентом значимых результатов сразу, уже на первой встрече, а окончательное решение проблем — в течение нескольких встреч. В моей практике — не более десяти, чаще три-пять.

— А результаты при краткосрочной помощи могут быть «долгосрочными»?

— Да, конечно. В этом и заключается ценность краткосрочной помощи, что результаты клиент получает быстро, и положительный эффект от их внедрения усиливается со временем

— Можно ли помочь человеку в его затруднениях, не исправляя комплексов и недостатков, «дефектов» из детства, как принято считать?

— Можно, если, во-первых, направлять внимание клиента на то, что он хочет получить в будущем, а во-вторых, на те возможности, которые для этого у него есть в настоящем

— Как человеку думать о будущем, если его постоянно тянет в прошлое?

— Для такого человека думать о будущем нечто новое и непривычное. Поэтому важно помочь ему думать о чем-то желанном и интересном

— Можно ли за короткий срок изменить нежелательные установки, паттерны поведения?

— Раз они стали нежелательными и неэффективными, значит им пришло время меняться. Раз пришло время, значит, новый этап жизни требует этих изменений. Значит, на это есть запрос, запрос на создание новых установок и паттернов поведения. И чем острее в этом необходимость, тем быстрее могут быть совершены клиентом изменения, в том числе очень значительные

— Что такое ресурсы?

— Если как слово, то от франц. ressource — «вспомогательное средство». При оказании психологической помощи мы обращаем внимание на те ресурсы, которые нужны клиенту в его актуальной жизненной ситуации. Это могут быть, например, материальные средства и конкретные люди, время и знания, личностные особенности клиента, опыт и возможности, которые у него есть. Ресурсы есть у всех. Важно научиться их выявлять и использовать. А поиск новых ресурсов нужен при решении задач, которые не встречались раньше. Исходя из желанного решения этой задачи и происходит сначала выявление, каких именно ресурсов не хватает, а потом уж их поиск

— Может ли Краткосрочное психологическое консультирование (КПК) заменить психотерапию?

— Нет, не может. На первой встрече психолог и клиент принимают решение, что именно нужно клиенту: консультирование или психотерапия. При этом и тот, и другой вид помощи могут быть краткосрочными

И в заключение хотелось бы напомнить об «эффекте бабочки». После 50-летних статистических исследований Эдвард Деминг, американский статистик, указал, что каждый процесс имеет начало и конец. Если сосредоточиться на 15% чего либо, остальные последуют без особых усилий.

©
Кириллова Л.С.., 2018 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Источник: psyfactor.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.